ARTEFACT GROUP UKRAINE
Меню сайта
Категории раздела
Переплет [1]
Артефакты [0]
Кожа [1]
Ручная работа...... [1]
Ручная работа как искуство. [1]
14 февраля... [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Переплет

Переплет....

 Переплет предназначен для скрепления листов книги воедино, защиты книжного блока от повреждений и воздействия времени. Защитная функция переплета является основной и наиболее ранней по времени возникновения. Однако, являясь по существу "одеждой" книги, переплет становится и элементом ее художественного оформления, своеобразным средством характеристики книги, несет на себе отпечаток эпохи, существующих социальных отношений, определенного художественного стиля. С развитием книгопроизводства и книжной культуры формируются эстетическая и информативная функции переплета.

  Прототипом современного книжного переплета был диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины, наружные стороны которых имели гладкую поверхность или украшались резьбой, драгоценными камнями и пр., а внутренние покрывались воском, по которому писали заостренным стержнем - стилем. В античном мире диптихи употреблялись в качестве записных книжек.

 В Древней Руси книжный переплет стал известен с появлением рукописных книг - кодексов.

 Вплоть до конца XVII века крышки переплетов делались исключительно из дерева, переплетные доски обрезались вровень с книжным блоком и прикреплялись к нему с помощью кожаных ремней, к которым подшивались книжные тетради. С наружной стороны доски обтягивались кожей, которая загибалась вовнутрь. Каждый ремень последовательно пропускался через сделанные в досках переплета пропилы. Форзаца в древнерусской книге не было, внутреннюю часть переплетных крышек обклеивали, как правило, пергаменом. Корешок книги делали плоским или круглым, без отстава. Каждая книга снабжалась застежками или завязками, обрезы раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. В зависимости от целевого назначения рукописных книг их переплеты делились на окладные и обиходные.

 Окладным называется переплет, украшенный декоративным металлическим покрытием (окладом), выполненным из золота, серебра, золоченой или серебреной меди. Элементами украшения оклада были чеканка, скань - напаянный на переплетную крышку ажурный узор из тонкой гладкой или витой проволоки, чернь, эмаль, драгоценные камни, жемчуг и т.д. В качестве фона под оклад использовались дорогие ткани - бархат, парча, атлас или тонко выделанная кожа. Мотивы и сюжеты оформления окладных переплетов заимствовались из самой книги.

  Окладами снабжались преимущественно литургические книги, которые использовались во время богослужения или религиозных церемоний. Наиболее ранним окладом считается переплет Мстиславова евангелия, построенный в XII веке в Константинополе и по мере обветшания обновлявшийся русскими мастерами. Ныне эта книга хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

 Первым русским точно датированным произведением окладного искусства является переплет Евангелия недельного, построенный в 1392 году по заказу боярина Федора Кошки и ныне хранящийся в Российской государственной библиотеке.

 Книги, предназначенные для повседневного пользования, одевались в простые обиходные переплеты - цельнокожаные или из грубого холста, с минимальным набором украшений или вообще без них. Одним из характерных элементов обиходного переплета является металлическая фурнитура - наугольники, средники, "жуки" (жуковины) - выпуклые ромбовидные или круглые пластины. Набиваемые на верхнюю и нижнюю крышки переплета, они одновременно выполняли эстетическую и защитную функции. Начиная с XV века крышки русских обиходных переплетов украшаются слепым тиснением по коже.                

 Уже в начале века происходят существенные изменения и в технологическом процессе изготовления книжных переплетов, явившиеся следствием развития книгопечатания: для повышения прочности переплета была введена кашировка корешка (дополнительная обработка, придающая ему грибообразную форму); вместо толстых ремней для сшивания книги стали использовать специальную тесьму, более тонкую и гибкую, каптал ручного изготовления начали приклеивать к книжным тетрадям и др.  

В середине XVIII века, в период правления Елизаветы Петровны, получили распространение развлекательные и церемониальные издания, одетые в светлую мягкую кожу, бархат и шелк, с золочеными обрезами и богатым тиснением. Одним из самых роскошных переплетов этого времени считается переплет уже упоминавшегося издания "Описание коронации Елисавет Петровны..." (1744), изготовленный в мастерских Академии наук в трех вариантах: самый дорогой - из красного сафьяна, с вензелем царицы в стиле "рококо", вытисненным золотом; менее дорогой - цельнокожаный, с вытисненными золотом гербом Российской империи и атрибутами царской власти (короной, державой и скипетром) и самый простой - без каких-либо украшений.

  Во второй половине XVIII века в России распространение получают новые типы и виды переплетов:

 * полукожаный, или переплет в корешок, корешок и углы которого обтягивались кожей, а крышки выклеивались пестрой бумагой ручной выделки ("под мрамор", "павлинье перо", "птичий глаз" и др.);

 * издательский картонаж, или переплет в папку - цельнокартонный переплет, оклеенный одноцветной бумагой с печатным текстом заглавия книги и выходными сведениями, распространение которых было вызвано расширением социального круга потребителей книги, постепенной демократизацией книжной культуры.

    Большая заслуга в утверждении новых переплетов принадлежала Н.И.Новикову, уделявшему серьезное внимание удешевлению своих изданий.

   Развитие книгоиздательского дела в России в начале XIX века, рост числа типографий, количества издаваемых книг и их тиражей, с одной стороны, и отсталость переплетной техники, господство в ней ручного труда, с другой, привели к тому, что большинство русских книг этого периода (до 70%) выходило из типографий непереплетенными, в печатной издательской обложке. Переплет изготовлялся по заказу владельца уже после покупки книги

  Появляются новые переплетные материалы, изготовленные на тканевой основе механическим способом, и в первую очередь коленкор. Изобретенный в Англии в 1825 году, коленкор уже с 40-х годов XIX века получил широкое распространение в русском переплетном деле, практически вытеснив из употребления все другие переплетные материалы. Применение коленкора позволило изготовлять прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки. Он с одинаковым успехом использовался для изготовления как цельных, так и составных переплетов (в сочетании с кожей или бумагой), как дешевой массовой книги, так и роскошных, дорогих подарочных и библиофильских изданий.

 В начале XX века в числе переплетных материалов появляется ледерин.

 На рубеже XIX-XX веков переплетное дело приобретает современный характер, формируются современные типы и виды книжных переплетов.

В первые годы советской власти количество книг, выпускавшихся в издательских переплетах, не превышало 10%Попов В.В. О культуре издания советской книги // Книга. Исслед. и материалы. 1964. Сб. 9. С. 324.. Однако уже в 1928-1937 годах обложка и переплет были распространены в равной степени во многом за счет книг, выпускаемых Государственным издательством художественной литературы и издательством "Academia" (этими издательствами был начат также выпуск книг в суперобложках). Получили распространение следующие основные виды издательского переплета: 1) цельнокартонный, со шрифтовой печатью на верхней крышке и корешке (первые собрания сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленина); 2) издательский картонаж по типу дореволюционного, представляющий собой легкую бумажную обложку, наклеенную на картон - в этом виде широкое распространение получает обложка с мелким рисунком форзацной бумаги XIX века с имитацией наклейки с заглавием книги на верхней крышке (книги Госиздата, издательств "Земля и фабрика", "Academia", "Круг" и др.); 3) цельноколенкоровый переплет с тиснением в одну-две краски, а иногда и золотом (многие книги издательства "Земля и фабрика"); 4) составной переплет: коленкоровый корешок и сторонки, покрытые бумагой (издания преимущественно учебной и технической литературы различных издательств)Брылов Г.А. Обложка книги: Опыт исторического исследования. Л., 1929. С. 72-73..

 Обложки и переплеты тех лет не имеют единого стиля оформления, а отражают борьбу различных художественных направлений (традиций "Мира искусства", конструктивистского, футуристического, реалистического), решаются разными средствами (с помощью фотомонтажа, реалистической иллюстрации, обобщающего рисунка, носящего динамичный, "плакатный" характер, шрифта, наборных типографских украшений и др.), исполняются в различной технике (литография, ксилография). Лучшие в художественном отношении обложки этого времени были созданы Б.М.Кустодиевым (только за период с 1919 по 1927 год для Госиздата он создал их более семидесяти), В.М.Конашевичем, А.И.Кравченко, A.H.Лeo, И.Ф.Рербергом, Л.С.Хижинским, В.А.Фаворским и др.

  С древнейших времен переплет рассматривался как важное товарное свойство книги, как неотъемлемый элемент ее оценки.

Это товарное свойство определяется совокупностью объективно существующих товарных признаков, позволяющих охарактеризовать любой переплет независимо от времени и места его изготовления. К таким признакам относится конструкция переплета, фактура переплетного материала, характер и способ его украшения, а также современность переплета самой книге, его принадлежность (издательский, владельческий переплет) и мастерство исполнения. Только знание всех этих товарных признаков, их классификации, происхождения и основных этапов эволюции поможет специалисту книжной торговли изучить и объективно оценить антикварную книгу как товар с точки зрения ее переплета.

 Определяющим товарным признаком переплета является его строение, или конструкция. По конструкции переплеты делятся на два основных типа:

 * цельные (цельнокрытые), сторонки и корешки которых покрыты единым куском переплетного материала;

 * составные, для изготовления которых используются разные материалы.

 Наиболее ранним по времени возникновения является цельнокрытый переплет (оклад, обиходный переплет). Первые составные переплеты (кожа с мраморной бумагой) появляются в России лишь в середине XVIII века. В последующие исторические периоды оба типа переплетов развиваются параллельно. История показывает, что каждый новый вид (разновидность) переплетного материала, как правило, использовался сначала для изготовления цельных переплетов - на нем как бы проверялись, отрабатывались технологические, изобразительные и эстетические возможности материала, а затем уже применялся и в составных переплетах.

 Важным товарным признаком переплета является фактура материала, из которого он изготовлен. Для изготовления переплетов на протяжении длительного исторического развития использовались различные материалы. Так, например, переплетные крышки делали из дерева (в древнейших переплетах) или картона (начиная с конца XVII века); в качестве их покрытия использовали металл (окладный переплет), кожу, ткань, бумагу.

 Наиболее древним переплетным материалом является кожа, которая широко использовалась для изготовления всех типов и видов переплета, как индивидуальных, владельческих, так и продажных (издательских).

 Древнейшим сортом, применяемым в русском переплетном деле, является телячья кожа, имеющая ряд разновидностей, лучшими из которых считаются выросток (кожа телят в возрасте одного года) и опоек (кожа двухлетнего теленка). Телячья кожа бесфактурна, имеет гладкую лицевую поверхность, которая дополнительно подвергалась полировке, отличается высокой прочностью. Эта кожа в силу своих природных качеств и отсутствия необходимой технологии почти не поддается окраске в другие цвета, и потому подавляющее большинство цельнокожаных переплетов русских книг имеет естественный коричневый цвет (от светлого к более темному).

  В русском переплетном деле широко использовались различные виды тканей. Так, дорогие ткани - парча, бархат, трип (шерстяной бархат), атлас и его отдельные разновидности: шелк, камка (шелковая китайская ткань с разводами), объярь (волнистая шелковая ткань, затканная золотом) и др. - шли на изготовление роскошных подносных и владельческих переплетов, простые - рядина (грубый холст), суровое полотно и пр. - на покрытие дешевых книг, используемых в домашнем обиходе. Дешевые ткани применялись редко, так как для изготовления простых продажных переплетов обычно применялась кожа - наиболее прочный и дешевый в то время материал.

 Эра тканевого переплета, но уже изготовленного из специальных искусственных материалов на тканевой основе, наиболее прочных, долговечных и дешевых по сравнению с кожей и изысканными тканями, начинается в России со второй половины XIX века, когда широкое распространение получает сначала коленкор - хлопчатобумажная ткань с двусторонним крахмально-коалиновым покрытием, разнообразная по цвету, характеру и способу отделки, а потом (в начале XX века) - ледерин (от нем. Leder - кожа) - аналогичная ткань с эластичным водо- и клеенепроницаемым слоем на лицевой стороне и нанесенной машинным способом фактурой (под кожу, сатин, шелк). Ледерин - наиболее прочный и нарядный (благодаря блеску и фактуре), но более дорогой по сравнению с коленкором материал.

 Наиболее дешевым материалом (но менее прочным, долговечным), используемым в переплетном деле, является бумага. Как самостоятельный переплетный материал она получила широкое распространение только в XIX веке (в издательском картонаже). Эта бумага практически ничем не отличалась от печатной (кроме проклейки), а посему может служить для специалиста книжной торговли отправной точкой для оценки товарных свойств различных переплетных материалов.

  Выбор конкретного переплетного материала, определенного характера и способа его украшения определялись принадлежностью переплета (издательский, владельческий).

 Издательским называется переплет, изготовленный одновременно со всем изданием. Он, как правило, единообразно оформлен для всего тиража или части тиража книги. В отличие от него владельческий (штучный или индивидуальный) переплет изготовляется индивидуально, по заказу покупателя или владельца книги, он различен для каждого экземпляра того или иного издания.

  Ценность владельческого переплета во многом определяется мастерством переплетчика. К сожалению, история русского переплетного дела не богата именами создателей уникальных образцов переплетов; в отличие от европейских стран в России не было принято оставлять на переплете клеймо его автора и исполнителя. Только во второй половине XIX века в связи с интенсивным развитием русского книжного дела, его капитализацией и монополизацией, резким увеличением количества выпускаемых книг, широким развитием массового издательского переплета ситуация меняется: владельческие переплеты становятся "подписными". Наиболее известными мастерами по изготовлению индивидуальных владельческих переплетов на рубеже XIX-XX веков были Э.Ро (Роу), В.Нильсон, Мейер, А.Шнель (официальный поставщик двора его императорского величества, самый дорогой переплетчик Петербурга начала XX века), А.Д.Петерсон в Петербурге, А.Петцман, З.М.Тарасов в Москве и др.

  Говоря о степени "товарности" переплета антикварной книги, нельзя не остановиться на товарных свойствах иногда заменяющей его обложки - всякой относительно легкой и непрочной (преимущественно тонкой бумажной) оболочки книги, соединенной с ней, как правило, путем приклеивания к корешку. Сама по себе обложка в силу своей непрочности, дешевизны, временности, конечно, не оказывает существенного влияния на современную товарную оценку антикварной книги, однако ее наличие или отсутствие не может не учитываться товароведом, особенно, если речь идет о первых русских печатных издательских обложках конца XVIII века, неповторимо изящных обложках в стиле "ампир" начала XIX века, декоративно-графических обложках, созданных художниками "Мира искусства" в конце XIX - начале XX века, ярких и образных обложках 20-30-х годов нашего времени, носящих иллюстративно-плакатный характер, и др. Созданные в различных художественных стилях, направлениях, отразивших индивидуальную манеру художника, они несут в себе неповторимые черты своего времени.

 Книги прошлого века с сохранившейся обложкой встречаются редко, что объясняется ее непрочностью, а также желанием читателя, в первую очередь библиофила и коллекционера, заключить книгу в твердый переплет. При этом переплетчики подвергают книгу дополнительной трехсторонней обрезке, не стремясь сохранить издательскую обложку. Так, например, большой редкостью считается обложка первого издания "Мертвых душ" Н.В.Гоголя (М., 1842), сделанная по рисунку самого писателя; экземпляры книги с обложкой чрезвычайно редки.

 

 Таким образом, многие художественные обложки, и тем более переплеты, русских антикварных книг уникальны и должны рассматриваться как памятник книжного искусства своего времени.

Категория: Переплет | Добавил: respekt_2006 (23.08.2011)
Просмотров: 3119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz